Соколаев Владимир, Соколаев портрет

СОКОЛАЕВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ

Фотограф, видеограф, член Союза фотохудожников России

Родился в 1952 году в России, в городе Сталинске (ныне Новокузнецке).

 

Окончил Ленинградский институт киноинженеров в 1983 году.

 

Профессию фотографа выбрал в 1974 году на металлургическом комбинате КМК в Новокузнецке. Организатор и участник первой в СССР творческой группы фотографов «ТРИВА» с момента ее основания в 1978 году, до закрытия в 1982-м. Занимается только документальной фотографией – от социальной до ландшафтной.

Участник 76-х зарубежных, международных и всероссийских выставок и конкурсов. Был отмечен 12-ю дипломами, 16-ю премиями, 5-ю призами и 2-мя медалями.

С 1987 года начал представлять социальные фотопроекты: «Дети в Доме» (1987), фотовыставка-акция «Экология» (1988), «Регион» (1989), «Дом Ребенка» (1989), «Храм» (1990). Персональные фотовыставки открывал более 15 раз.

Выставочная деятельность у меня началась в 1975 году в городском фотоклубе и  получения 2-ых премий на фотовыставках "Новокузнецк и новокузнечане-75, 76" и диплома  3-ей межклубной выставки «Мир, труд, молодость» в городе Рязани.  

 

В 1977 году был награжден призом на  фотовыставке «Человек и природа-77»  и стал участником выставки «Интерпрессфото-77» в Москве,  дипломантом фотовыставки «Кузбасс – 60 октябрьских лет», Всесоюзной фотовыставки «Слава Октябрю» и лауреатом выставки «Фотолюбители России – Октябрю».


С 1978 года вместе с Владимиром Воробьевым и Александром Трофимовым организовал фотогруппу «ТРИВА», С этого же года стал участником выставок «Fotografia-academika-78» (ЧССР), «День рабочего-праздник труда» (Венгрия) и получил 1-ю премию на выставке «Портрет социалистического человека-78» (ЧССР).

 

В 1979 году участвовал в девяти зарубежных и двух союзных фотовыставках.

 

В 1980 году принял участие в трех союзных и тридцати зарубежных фотовыставках.


В 1981 году по рекомендации Кемеровского обкома КПСС регистрация фотогруппы «ТРИВА» была аннулирована, а администрации Кузметкомбината было рекомендовано заменить творческий состав кинофотолаборатории «КМК-фильм», что было выполнено в 1982 году.


С 1987 года стал проводить персональные фотовыставки: «Дети в Доме» (1987), «ХРАМ» (1988), «Дом Ребенка», (1988).

 

В 1988 году, совместно с художниками была проведена фотовыставка-акция «Экология», которая  в 1989 году была показана в Москве. «Женщины и дети» экспонировалась в Томске в 1990 году, а в 1991 году авторская подборка «Сорок фотографий из России»  в Сиэтле (США).

С 1990 года сменил фотоаппарат на видеокамеру и занялся ландшафтной видеосьемкой. Автор 14 документальных видеофильмов.

 

В 1995 и 2004 годах в составе трех авторов выставлялся в Новокузнецком художественном музее.

 

В 1999 году получил приз кинофестиваля «Москва златоглавая» за видеофильм «Алтын-Кёль – Золотое озеро», а в 2002 году - диплом V кинофестиваля  «ВЕРТИКАЛЬ» за видеофильм «Беловодье».

 

В 2006 году с видеофильмом «Мустаг» стал лауреатом X кинофестиваля «Спасти и сохранить». 


На протяжении 2008-го и 2009-го годов персональная фотовыставка «ВЕЧНЫЕ МИРЫ» экспонировалась в Новокузнецке и Новосибирском Академгородке. 2 декабря 2010 года в Новокузнецком художественном музее открывается фотовыставка «ГОРОД, МЕСТО, СУДЬБЫ...», первая из одноименного Проекта… 

В 2008 году выставкой пейзажной фотографии «Вечные Миры» дебютировал как куратор и ландшафтный фотограф. До 2011-й год организовал для сибирских зрителей Новосибирска и Новокузнецка 4 фотовыставки проекта «Вечные Миры».


С 2013 года активно занимается творческим наследием фотогруппы «ТРИВА».


В 2013-2014 гг. проект документальной фотографии «ТРИВА - фотоманифест пролетариата» при поддержке СЦСИ и Новосибирского отделения СФР был представлен зрителям Томска, Красноярска, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Кемерово.

 

В 2014-м году авторский мультимедиапроект «ТРИВА - фотоманифест пролетариата» стал номинантом премии ГЦСИ «ИННОВАЦИЯ 2013» в области современного искусства. В 2015 году подготовил работы Владимира Воробьева к его первой персональной фотовыставке в РОСФОТО (СПб).


С 1995 года организует и проводит фотоэкспедиции по территории Центральной Сибири – в Горный Алтай, Хакасию, Туву.


В 2016 году подготовил фотоматериал фотогруппы «ТРИВА» для проекта «Новокузнецкая школа фотографии», открывшегося в рамках московского "Фотобиеналле 2016". Одновременно в Русском географическом обществе состоялся дебют пейзажного фотопроекта «СВИДЕТЕЛЬСТВА», продолжающего тему малоизвестных сакральных мест Великой Степи.

Владимир Анатольевич ушел из жизни ранним утром 12 сентября 2016 года в Новокузнецке. Светлый ему Путь, Мастеру и другу для всех нас.

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ



Фотоальбомы:

«FOTOFABER» (1980)

«ЯНВАРЬ-ИЮНЬ» (1982)

«СОСЕДИ» (1983)

«ЖАТВА» (1984)

«Я-ТЫ-МЫ-ОНИ» (1985)

«ДЕТИ В ДОМЕ» (1987)

«ХРАМ» (1987)

«ЦЫГАНЕ» (1987)

«РЕГИОН» (2010).

 

Все фотоальбомы в ручном исполнении в единственном экземпляре.


Фотоальбом "Случайные встречи" (ограниченный тираж изд-во ТРИМЕДИА" 2013)

каталог "НОВОКУЗНЕЦК. фотогруппа ТРИВА" (2013)

Видеофильмы:

«ГОРА» (1995)

«ВОЗВРАЩЕНИЕ ДАВИДА» (1997)

«БЕЛОВОДЬЕ» (1998)

«РЕКА-ГОРА-ОЗЁРА» (2002)

«ПОДНЕБЕСНЫЕ ЗУБЬЯ» (2002)

«УЛАГАНСКОЕ ПЛАТО» (2003)

«АЛТЫН-ТУ – ЗОЛОТАЯ ГОРА» (2003)

«МУСТАГ» (2005)

«СЕЗОНЫ САДА» (2006)

«ДОЛИНА ЦАРЕЙ» (2006)

Фотографии находятся в коллекциях Новокузнецкого художественного музея, фонде Гладкова и Рыбчинского «Музей фотографических коллекций», музее «Московский Дом фотографии», музее «РОСФОТО».

АВТОБИОГРАФИЯ

Я познакомился с фотографией спустя девять лет после рождения. Родители купили мне фотоаппарат "Смена-6", а мой крестный, дядя по материнской линии, показал как печатаются снимки. Тогда я не смог понять, как из белого негатива появляется черная фотография.

Вторая вспышка фотографической деятельности совпала с пробуждением моего интереса к слабому полу. Сам стиль съемки - «папарацци» - органично входил в ритуал ухаживания. В качестве фотолаборатории использовалась ванная комната, что вызывало недовольство домашних. Я гордился своими фотографиями - они пользовались неизменным успехом у друзей.

В третий раз к фотографии меня вернул зеркальный видоискатель камеры "Зенит 3М". Одноклассник извлек его из стола своего старшего брата и с опаской передал мне в руки. Я поднял аппарат к глазу и обомлел. Отображенная реальность матового стекла протрясла меня. Так произошла моя Встреча с Фотографией. Произошла за неделю до выпускных школьных экзаменов. Все три недели экзаменов промелькнули в непрерывающемся сверкании потрясающего праздника Встречи с Музой. Экзамены были фоном, одноклассницы, друзья, учителя отражали свет Солнца, преломляли его, и Солнце шептало в трепетавшее сердце: «Посмотри, как светятся в Моих лучах ее волосы, как восхитительно прозрачна ее рука… А сейчас твои друзья войдут в столб Моего света и сами станут Светом» Они входили в Свет и становились Светом. С моими глазами что-то произошло. Я вдруг увидел Мир. А Дверью в этот Мир Света стал простой зеркальный видоискатель фотокамеры «Зенит 3М». И в этом Окне перед моими глазами развернулся праздник предъявления Жизни. В этом празднике участвовали мои друзья, одноклассники, цветы в их руках, коридоры школы, улица. Вдруг в один момент все вокруг засияло и засветилось в окне видоискателя, а через него, и в моих глазах. Так появился мой первый фотоальбом «Одноклассники». Так был прожит первый этап - ЗНАКОМСТВО.

Второй начался по возвращении из армии и женитьбы, которая потребовала средств на пропитание молодой семьи. Ученик, а по­том фотограф службы быта - начало освоения фотографии как спе­циальности. В 1974 году счастливый случай открыл передо мною двери кинокорреспондентского пункта Кузметкомбината (тогда в Минчермете существовала целая сеть кинокоррпунктов), который назывался громко «КМК-фильм». Мы с женой вернулись в родной город и я искал работу. В кинокоррпункте требовался не фотограф, а электрик. Я устроился электриком. Первым жестом стало полное отключение истошно оравшего в студии «брехунка» (так называлась радиоточка в брежневские времена), вторым - просьба дать в руки фотоаппарат. Так состоялось возвращение к Фотографии.

Сами условия съемки в цехах металлургического комбината потребовали серьезного изучения технической стороны фотопроцесса. Тогда же пришла настоящая любовь к творчеству. Естественным продолжением творческого процесса стала и активная работа в местном фотоклубе, позже назвавшимся «Сибирью», и участие в клубных фотовыставках-отчетах. Потом пришло ощущение, что рамки фотоклуба чрезвычайно тесны для фотографии. Ведь фотография - не просто увлечение, заполнение свободного времени. Фотография - способ познания окружающего мира, сознательная и активная реакция на все происходящее. На все, без исключения. Так из состава фотоклуба выделилась группа единомышленников, людей, связавших с фотографией всю свою жизнь: Владимир Воробьев, Александр Трофимов и я. Мы стали называть себя «ТРИВА»: «три» - трое, «ВА» - Владимиры и Александр. Мы вместе работали на ведомственной киностудии «КМК-фильм».

 

 

Автор использованной фотографии:

Сергей Алфимов

Владимир Анатольевич ушел из жизни ранним утром 12 сентября 2016 года в Новокузнецке. Светлый ему Путь, Мастеру и другу для всех нас.

сайт Владимира Соколаева

  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
avtor.jpg